Twitter response:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Апробация содержания коррекционных занятий
по формированию навыков социального поведения,
коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста
с расстройством аутистического спектра»

Срок реализации: 2021-2022

Приказ Министерства образования Республики Беларусь
от 11.08.2021 № 589
«Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2021/2022 учебном году»

Руководитель экспериментального проекта:
БРЫКОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА, доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Института инклюзивного образования УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент.

Участники экспериментальной деятельности:
Гринюк Марина Станиславовна, заведующий учреждения образования

Труханович Оксана Николаевна, ответственный за осуществление экспериментальной деятельности,
заместитель заведующего по основной деятельности

Семенович Ирина Ивановна, учитель-дефектолог, первая квалификационная категория

Позлевич Мария Яновна, воспитатель дошкольного образования, осуществляющий персональное сопровождение воспитанника.

Цель экспериментальной деятельности: апробировать и усовершенствовать содержание коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста, определить его эффективность в коррекционно-образовательном процессе.

Задачи и содержание работы по реализации экспериментального проекта:
– уточнить и дополнить содержание коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра на диагностической основе по уровню функционирования и этапам воспитания и обучения в учреждении дошкольного образования;
– уточнить показатели социального развития (умения компенсаторного характера) воспитанников с аутистическими нарушениями (по группам воспитанников);
– определить условия эффективной реализации содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра;
– уточнить и дополнить содержание методических рекомендаций для педагогических работников учреждений дошкольного образования (учителей-дефектологов, воспитателей дошкольного образования, обеспечивающих воспитание и обучение детей с расстройствами аутистического спектра);
– определить эффективность содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну

В процессе реализации экспериментального проекта впервые будет апробировано содержание коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с аутистическими нарушениями, а также будет проверена его эффективность. Содержание занятий разработано по направлениям «Формирование социального поведения» и «Формирование навыков коммуникации и взаимодействия» и включает содержание коррекционных занятий (перечень знаний, умений и навыков, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста с аутистическими нарушениями), разделенное по разделам и четырем этапам воспитания и обучения в учреждении дошкольного образования, контрольно-оценочный компонент и список рекомендуемой литературы для учебно-методического сопровождения коррекционно-образовательного процесса. Апробации подлежат методические рекомендации для педагогических работников учреждений дошкольного образования, включающие описание и способы применения методов (подкрепления, обучающего взаимодействия, альтернативной коммуникации, имитации) и приемов, направленных на формирование навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия. Разработанное содержание коррекционных занятий может применяться в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с аутистическими нарушениями с целью создания качественных условий для удовлетворения их особых образовательных потребностей.

Апробация содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с аутистическими нарушениями предлагается впервые.

Обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта

Проведение экспериментальной деятельности по данному направлению определено в соответствии с Планом мероприятий по реализации в 2016–2020 гг. Концепции развития инклюзивного образования для лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, Национальным планом действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017–2025 гг. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 гг., утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. № 250 (подпрограмма 3 «Развитие системы специального образования», задача 2 «Сохранение доступности и вариативности образования для лиц с особенностями психофизического развития»), в качестве приоритетной задачи рассматривает совершенствование качества дошкольного образования путем создания современной учебно-программной и учебно-методической документации, методической литературы, в том числе, для обеспечения инклюзивного и специального образования.

Актуальность и целесообразность осуществления экспериментального проекта определяется комплексом противоречий, сложившихся в практике деятельности учреждений дошкольногообразования.

  1. Социальная востребованность и необходимость осуществления инклюзивного образования на уровне дошкольного образования сочетается с недостаточной его содержательно-структурной разработанностью, учитывающей особые образовательные потребности детей с аутистическими нарушениями.Специально разработанное современное программно-методическое обеспечение для данной категории детей отсутствует.
  2. В науке и практикеопределены специфические проявления и затруднения при аутистических нарушениях, при этом отсутствуют научно-методические разработки, определяющие принципы, структуру и содержание коррекционно-развивающей работы. Разработка и апробация программно-методического обеспечения коррекционно-развивающей работы по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возрастас аутистическим нарушениями(содержание коррекционных занятий, рекомендации для специалистов по его реализации) позволит оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, повысить качество образования, эффективность коммуникации и продуктивность социального взаимодействия детей дошкольного возрастас аутистическими нарушениями.
  3. Профилактика и преодоление ограничений в социальном поведении, коммуникации и взаимодействии детей с аутистическими нарушениямипредполагает владение учителем-дефектологом и воспитателем дошкольного образования основными приемами и средствами педагогического взаимодействия, что требует наличия соответствующего методического обеспечения, позволяющего реализовывать образовательный процесс на компетентностной основе, опираясь на компенсаторные возможности детей, осуществляяк ним дифференцированный подход с учетом уровня функциональности.

В 2019г. по заданию Министерства образования Республики Беларусь осуществлялась разработка научно-исследовательской темы «Разработать содержание коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра» (номер гос. регистрации 20190521)под научным руководством кандидата психологических наук, доцентаБрыкова А.С. Были созданы макетные образцы содержания занятий по направлениям «Формирование социального поведения» и «Формирование навыков коммуникации и взаимодействия» у детей дошкольного возраста с аутистическими нарушениями.Сложившаяся в дошкольном образовании детей с аутистическими нарушениями ситуация позволяет говорить о целесообразности организации экспериментальной работы по апробации макетных образцов программно-методического обеспечения, созданного в рамках НИР. Реализация данного проекта будет способствовать повышению качества образования детей дошкольного возрастас аутистическими нарушениями: уточнению, обогащению, усилению коррекционной направленности его содержания, формированию значимых социальных компетенций, повышению степени включения детей в социальное взаимодействие в группах интегрированного обучения и воспитания и инклюзивного образования. Полученные экспериментальные данные позволят повысить профессиональную компетентность педагогических работников системы дошкольного образования (учителей-дефектологов и воспитателей), стимулировать мотивацию и готовность к инновационной деятельности. Материалы исследования могут быть использованы в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей-дефектологов и воспитателей дошкольного образования.