Twitter response:

Методическая копилка

Молодой педагог с дипломом в руках переступает порог детского сада и часто остается один на один со своими страхами и трудностями в новой роли. Трудолюбие, любовь к детям и желание учиться-вот палочка-выручалочка для молодых воспитателей.

1) Первое, что я рекомендую всем молодым педагогам – активно изучать профессиональную литературу (возможно, помощь в выборе пособий, книг вам окажет ваш заместитель заведующего по основной деятельности, методист, заведующая, коллеги; если вам не оказывают помощь – ищите сами!).
2) Учитесь у воспитателей-наставников. При любой возможности наблюдайте за тем, как опытные педагоги организовывают образовательный процесс
3) Будьте открыты к рекомендациям и замечаниям компетентных людей (опытных коллег, администрации и т.д.). Вам не раз дадут совет, наставление – относитесь к этому спокойно. Конструктивная критика помогает развиваться в профессии. Не бойтесь и сами спрашивать совета.
4) Ведите себя уверенно и приветливо в общении с родителями, осознайте себя в новой роли «педагог». Это звание несите гордо, уважайте себя. Не отвечайте расплывчато на вопрос, ответа на который не знаете, лучше пообещайте: «Я узнаю и в ближайшее время вас проконсультирую» (и обязательно выполните обещание).
5) Сейчас вы работаете «на свое имя», спустя время оно будет работать на вас. Зарабатывайте авторитет ответственным отношением к работе, любовью к своему делу, постоянным изучением нового.
6) Вырабатывайте свой педагогический стиль. Слушайте себя. Через какое-то время вы поймете свою манеру, свой пед. стиль. Вам об этом скажут коллеги, родители и даже дети («Марья Ивановна, вы такая добренькая»).
7) Устраиваясь воспитателем в дошкольное учреждение, будьте готовы к невысокой зарплате. Ищите возможности зарабатывать деньги в рамках своей профессии. Вы можете разработать программу образовательной услуги (ИЗО, танцы и т.п.), собрать группу детей и заниматься с ними. Есть вариант репетиторства с детьми, родители которых желают улучшить их успехи и т.д.
8) Собирайте портфолио. Принимайте участие в конкурсах, конференциях, готовьте детей на участие в мероприятиях. Все это в дальнейшем поможет вам защититься на категорию и сделает вашу жизнь на работе более интересной.
9) Старайтесь заранее оформлять документацию и сдавать все в срок. Это позволит избежать «аврала» в последних числах месяца.
10) Следите за своим внешним видом. Одежда, макияж и украшения педагога должны совмещать удобство (занятия с детьми зарядкой, необходимость наклониться к ребенку и т.п.), достоинство и безопасность для вас и ваших воспитанников. В основном воспитатели работают в медицинских халатах. На родительские собрания приветствуется одежда офисного стиля.
11) Будьте терпеливы к детям. Помните: как вы относитесь к чужим детям, так и к вашему ребенку будут относиться в будущем.
12) Учитесь управлять своими эмоциями. Дети не виноваты в вашем плохом настроении, неудачах в жизни и т.д. С ними вы, прежде всего профессионал, воспитатель, ведите себя достойно. Если чувствуете, что закипаете как чайник, рекомендую уединиться на 5-10 минут и успокоиться: умыться холодной водой, досчитать до десяти и только потом снова идти к детям.
13) Всегда держите детей в поле зрения. Бывали случаи, когда дети уходили из детского сада и педагоги замечали это только к вечеру. Будьте внимательны, на вас ответственность за жизнь и здоровье детей.
14) Улыбайтесь детям и родителям. Улыбка и добрый взгляд помогут вам и окружающим настроиться на нужный лад.
15) Оформляйте группу оригинально. Черпайте идеи из книг, сети интернет.
16) Взаимодействуйте с родителями ваших деток. Подготавливайте для них консультации, рекомендации, стенды, брошюры, проводите родительские собрания, совместные праздники и досуги, консультируйте по телефону.
17) Не посвящайте все свое время работе. Отдыхайте! У вас должен быть хотя бы один день свободный от работы (или полдня).
18) При организации образовательного процесса четко работайте по плану, который вы составили.
19) Будьте пунктуальны. Приходите на работу раньше на 20-30 минут, чтоб проветрить группу, приготовить все необходимое и настроиться. А так же приучайте родителей не опаздывать утром и вечером – цените и свое время.
20) Содержите вверенную вам группу в полном порядке. Соблюдайте все необходимые санитарные нормы.
21) Работайте дружно с помощником воспитателя, поддерживайте друг друга и помогайте при необходимости.
22) Хвалите и подбадривайте детей чаще. Даже у самого непослушного ребенка есть хорошие качества.
23) Постоянно развивайтесь, будьте актуальны для своих воспитанников, для родителей и даже для коллег. Вы – новая струя в детском саду! Реализуйте свои идеи!
24) Не старайтесь «все сломать и построить новое». Вы пришли в сложившийся коллектив, в котором свои традиции, правила – соблюдайте их. Освоившись в коллективе, вы сможете предлагать свои идеи.
25) Если в какой-то момент вы поняли, что работа воспитателя не для вас, рекомендую уходить из профессии. Нелюбимая работа сделает вашу жизнь пыткой. Не стоит мучить себя и детей.

Развивайтесь в профессии! Любите своих воспитанников и они ответят вам тем же!

Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе

Согласно образовательным стандартам дошкольного образования, определяющим цель дошкольного образования как разностороннее развитие и социализацию воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, акцент ставится на создание условий для социализации и саморазвития личности воспитанников, для развития их творческих способностей, их включения в различные виды детской деятельности, для воспитания культуры безопасной жизнедеятельности, для достижения качества дошкольного образования. Реализация направлений изложенных в образовательном стандарте предполагает построение образовательного процесса с учетом видов детской деятельности, форм организации образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода.

В педагогике и педагогической психологии предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.П. Сериков, И.С. Якиманская, А.А. Плигин).

По определению личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Рассмотрим основные положения личностно-ориентированного подхода. Отсутствие этих положений или неправильное понимание их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемого подхода на практике.

Все люди разные.У каждого своя жизнь, со своими особенностями, своим опытом. Поэтому надо принимать другого таким, каков он есть – это утверждение  права на свободу выбора, как у другого человека, так и самого себя

Каждая личность уникальна, неповторима. Очень важно, как человек относится к самому себе. От того, как, на основании каких критериев человек общается с самим собой, зависит его поведение в общении с другими людьми.

Каждый человек прекрасен в своём личностном потенциале. Все люди имеют способности и врождённые задатки, которые могут либо развиваться и совершенствоваться в процессе становления личности, либо нивелироваться и угасать, если в силу разных причин оказались невостребованными.

Развитие личности есть снятие пут и оков с ее личностного потенциала. Этот принцип означает, что надо любить всех детей, утверждая неповторимое существование каждого, оказывая помощь в снятии всего того, что мешает ему раскрыть свои возможности.

Нельзя осуждать человека, можно осудить его поступок. Поступок – еще не сам человек, поскольку часто зависит от условий, в которых совершается.

В педагогической практике определены основные принципы построения образовательного личностно-ориентированного процесса:

Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и педагога – это главная задача учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому, кто реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации образовательного процесса.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности ребенка.

Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики авторитарного образовательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация обусловливает успех обучения и воспитания ребенка.

Реализация принципов личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе предполагает целенаправленное использование понятий: дифференциация, индивидуализация, индивидуальный подход, субъектно-личностный подход, разноуровневый подход.

Дифференциация  это разделение, распределение детей по различным группам, подгруппам в зависимости от определенного критерия для создания опти­мальных условий развития и саморазвития потенциальных возможностей личности каждого ребенка.

С понятием «дифференциация» непосредственно связаны термины «дифференциро­ванное обучение», «дифференцированный подход», «индивидуализация обучения».

Дифференцированное обучение – это система подбора содержания, методов, приемов, обеспечивающих осуществление образовательного процесса в соответствии с возрастом, уровнем обучаемости и интеллектуальным развитием воспитанников. Дифференцированный подход следует рассматривать как изучение индивидуально-личностных особенностей и межличностных отношений детей непосредственно в процессе обучения.

Понятие «индивидуализация» можно рассматривать как синоним термина «дифференциация». Исходя из принципа индивидуального подхода, можно сказать, что индивидуализация обучения – это процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей воспитанников во всех формах и методах системы обучения.

Разноуровневый подход  ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ребенку.

Дифференцированный подход  выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход  распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход  отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ребенка, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен педагог, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

Таким образом личностно-ориентированная подход такой тип взаимодействия, в котором личность педагога и личность ребенка выступают как субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе взаимодействия предоставляется детям свобод выбора деятельности, способа деятельности, материала, партнера по деятельности; каждому ребенку создается  ситуация успеха.

 

**************************************************

Учебно-методический комплекс «Мои первые уроки»

**************************************************

Перечни учебных изданий

**************************************************