Twitter response:

Страничка учителя-дефектолога

Дыхательная гимнастика в детском саду

Дыхание — это естественная функция человеческого организма. Но чаще всего мы обращаем
на него внимание лишь в случае болезни либо каких-то отклонений, даже если речь идёт о
собственном ребёнке. Родителям дошкольника часто трудно выделить время для выполнения
несложных упражнений. На помощь приходит детский сад, где дыхательная гимнастика
является важной составляющей деятельности по укреплению здоровья дошкольников.

ЦЕЛИ И ПОЛЬЗА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
Значение дыхательной гимнастики для детей — это ее многосторонняя помощь в
лечении и профилактике болезней. Она не только бодрит и оздоравливает организм в
целом, но и способствует лучшему усвоению медикаментов и народных лечебных
средств. У маленьких детей легкие недостаточно развиты, отсюда и частые
заболевания, даже если в целом ребенок активен и правильно питается. Работа с
дыханием необходима при хронических заболеваниях носоглотки и органов дыхания:
бронхите, астме, ларингите, тонзиллите, рините и т.д. Если родители не поспособствуют
развитию дыхательной системы, то это может привести к более серьезным проблемам.
Целесообразно добавить дыхательную гимнастику для развития речи ребенка.
Некоторые комплексы успешно решают проблему заикания, хотя это заболевание трудно
поддается лечению. Помимо этого, дыхательная гимнастика решает проблемы опорнодвигательного аппарата, заболевания выделительной системы, желудочно-кишечного
тракта.
Польза дыхательных упражнений:
Упражнения укрепляют мышцы брюшной полости, носоглотки и верхних дыхательных
путей. Способствуют выравниванию осанки. Насыщают кровь кислородом и усиливают
ее приток к головному мозгу. Отсюда — бодрость и хорошая концентрация внимания.
Это надежная профилактическая мера многих заболеваний, особенно дыхательной
системы. Улучшается работа мозга, сердца, нервной системы. Прекращаются головные
боли. Стимулируется деятельность желудка и кишечника. Исчезает напряжение в горле,
голосовых связках. При правильном дыхании повышается иммунитет. С глубоким
выдохом из легких выходят токсичные вещества, которые мы вынуждены вдыхать в
черте города. Ребенок учится прислушиваться к своему дыханию и всему организму.
У гимнастики есть противопоказания:
Порок сердца — больной орган может не выдержать нагрузки. Воспалительные
заболевания легких в острой форме. Не нужно дыхательные органы перегружать в этот
период. Вирусные респираторные инфекции в острой форме. Пока все токсины не
выйдут из организма, не нужно разгонять кровоток.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
С самыми маленькими рекомендуется заниматься следующим образом: пусть малыш
вдыхает запах цветка, фрукта, овоща, травы и т.д. Вдох делается медленно через нос,
выдох — через рот. Выдыхается весь воздух, щеки не надуваются. В возрасте 2—3 лет
ребенок способен освоить следующие упражнения: Встать, руки опустить вдоль тела. На
раз — вдох, руки поднять, на два — выдох, руки опустить. Руки вытянуть прямо перед
собой. На раз — вдох, руки развести в стороны, на два — сделать выдох и обхватить
руками плечи, на три — вернуться в исходное положение. Руки поставить на пояс.
Ребенок слегка приседает на вдохе и выпрямляется на выдохе. Все упражнения
повторяются 4—5 раз.
Дыхательная гимнастика для детей 4—5 лет: Руки согнуты в локтях. Нужно изобразить
ими движения, как птица машет крыльями. На движении вверх делается вдох, вниз —
выдох. Надуть щеки, сделать несколько шагов по комнате и постучать по ним, выпуская
воздух. Сидя на стуле, на вдохе согнуть руки в локтях и поднять ладонями вверх. На
выдохе опустить руки ладонями вниз.
Дети 6-7 лет могут выполнять более сложные упражнения: На вдохе зажать одну ноздрю
пальцем, на выдохе — другую. Дышать поочередно разными ноздрями. «Котята».
Ползая на четвереньках, на выдохе говорить «мяу-мяу». «Насос». Стоя прямо, сделать
наклон в сторону и произнести «ссс». Руки скользят по туловищу. Выполнять наклоны в
обе стороны.
Чтобы заинтересовать ребенка упражнениями, им нужно придумать смешные названия.
Хорошо, если комплекс будет содержать различные звуки (животных, птиц, предметов) и
интересные движения.
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ И ПОСОБИЯ ДЛЯ ГИМНАСТИКИ
Чтобы привлечь дошкольников к дыхательной гимнастике, лучше преподнести это как
игру.
Примеры игровых упражнения для малышей:
Лежа на спине, ребенок делает вдох через нос, при этом надувая животик, как
воздушный шарик. Можно положить ручки на животик, чтобы лучше ощущать, как он
надувается. Выдох делается через рот.
Представьте, что вы заблудились в лесу. Чтобы найтись, нужно покричать «ауу»,
поворачивая голову в разные стороны.
Представьте, что на руку или ногу села пчела. Пусть ребенок изобразит ее
продолжительным звуком «ззз» или «жжж».
Водолаз. Нужно вообразить погружение под воду и задержать дыхание, насколько это
возможно.
Мельница. Поднять руки вверх и начать медленно их вращать, изображая мельницу.
Упражнение сопровождается звуком «жрр». Постепенно движение ускоряется, а звук
усиливается.
Совет
Для развития легких полезно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики.

ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ СВОИМИ РУКАМИ
Если специальные пособия для занятий дыхательной гимнастикой смастерить своими
руками, это существенно облегчит занятия и подготовку к ним. Это могут быть картинки,
к которым на ниточки привязаны отдельные элементы.
Например, картинка с цветами и привязанными бабочками. Пусть малыш подует на
бабочку, чтобы она порхала с цветка на цветок. Или нарисуйте солнце и привяжите
маленькие тучки. Чтобы солнышко выглянуло, ребенку нужно изобразить ветерок и сдуть
ГИМНАСТИКА НА УЛИЦЕ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ
Отличное решение — делать дыхательные упражнения для детей во время прогулки. На
открытом воздухе легкие лучше насыщаются кислородом, чем в закрытых помещениях.
Упражнения на воздухе нужно выполнять в теплую погоду, чтобы ребенок не
простудился.
Примеры:
«Холодно». Ноги врозь, руки в стороны. Быстро скрещивать руки перед собой, хлопая
ладонями по плечам и произнося «ух», а затем отводить назад.
«Кто выше». На вдохе подняться на носочки, руки вверх. Потянуться как можно выше. На
выдохе встать на полную стопу, руки вниз.

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Работая с дошкольниками, мы наблюдаем, какие сложности и трудности возникают у детей, когда им необходимо выполнять какие-либо действия, требующие от них точности и синхронности движений. Например, лепить, вырезать, обводить по контуру, завязывать, складывать и т. д. Плохо развитая мелкая моторику рук и отсутствие оформленной техники движений вызывают у детей сложности, из-за которых дети порой отступают от поставленных целей, связанных с выполнением вышеуказанных действий.

Уровень развития мелкой моторики это один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, обычно имеет достаточно развитую память и внимание. Но практика показывает, что дети, идущие в первый класс, испытывают трудности с навыками письма.

Поэтому работа по формированию графомоторных навыков должна начинаться, задолго до поступления в школу.

Что же такое графомоторные навыки?

Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки,которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).

Формирование графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов.

Первый этап – развитие крупной и мелкой моторики.При работе над развитием мелкой моторики пальцев рук мы рекомендуем выполнять следующие упражнения:

• пальчиковую гимнастику;

• массаж (самомассаж, массаж с помощью су-джок);

• лепить из пластилина или соленого теста;

• вырезать из бумаги фигуры разной сложности;

• составлять бусы, застегивать и растегиватть пуговицы, кнопки, крючки и т. д. ;

• собирать пазлы, мозаику;

• конструировать из кубиков, а также лего;

• раскрашивать раскраски;

• игра с прищепками, с палочками Кюизенера, «Танграмм» и т. д.

Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений.Этот этап предусматривает:

1. ориентировку в собственном теле;

2. ориентировку в окружающем пространстве;

3. уточнение пространственного расположения предметов на плоскости.

На этом этапе можно использовать следующие упражнения:

• конструирование, выкладывание сериационных рядов;

• пальчиковые игры;

• штриховки;

• выкладывание букв и цифр из других предметов;

• работа с мелкими предметами;

• лепка;

• аппликация;

• рисование и т. д.

Третий этап – направлен на развитие графомоторных навыков.

1.Развитие зрительного гнозиса:

• контурные изображения предметов

• перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга контурные изображения, и т. д.

• Уточнение представлений о цвете, форме и величине.

• Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

2. Развитие зрительного анализа и синтеза;

3. Развитие зрительного восприятия и узнавания.

И, наконец, четвертый этап по развитию графомоторных навыков – изобразительно-графические способности:

Развитие графомоторных навыков.

• Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

• Вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые линии и комбинации из них.

• Рисование узоров и орнаментов,

• Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

• Рисование по клеткам предметов разной сложности.

Овладение графической символизацией

• Работа по формированию графического образа букв (графемы).

• Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

В процессе работы в тетради или на листе бумаги у детей укрепляется мелкая моторика рук, совершенствуется зрительно – двигательная координация и ориентировка, развиваются внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Формирование интереса к графическим упражнениям необходимо начинать в игровой форме. Задания нужно подбирать, так чтобы они позволяли каждому ребенку постепенно без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовится к этому виду деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.

При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на его успехи в графической деятельности, педагог тем самым стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям. Сформированность графомоторных навыков позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.Благодаря такой работе можно решить важные задачи:

1. Способствовать интеллектуальному развитию ребенка;

2. Подготовить к овладению навыком письма.

Решение данных задач, в будущем, поможет избежать проблем школьного обучения. Если не проводить работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма,а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи

У большинства детей дошкольного возраста (не только с нарушением речи) выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук.

Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких скоординированных движений рук и ручной ловкости в целом.

Еще раз подчеркну, что эта работа должна быть четкая и целенаправленная.Мы привыкли к постулатумелкая моторика влияет на развитие речи детей. К сожалению, это всего лишь миф. Современные исследования нейрофизиологов и нейропсихологов говорят о том, что прямого влияния на формирование и развитие речи мелкая моторика не оказываетОпосредованное влияние есть. Пальцевые игры и упражнения оказывают тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга, вызывая у детей эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения, учат концентрироваться, сосредотачиваться на выполнении того или иного действия.

Еще раз повторюсь, что бы мы не делали, мы четко должны понимать, для чего это делаем. Для чего нам необходимо развивать мелкую моторику дошкольников? Каковы основные задачи этой работы?

• Формирование содружественных действий двух рук (для письма).

• Формирование содружественных действий руки и глаза.

• Формирование позы.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения со взрослыми.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики, хорошо вписываются во все виды деятельности (занятия, прогулка, различные режимные моменты, ознакомление с художественной литературой и т. д.)

Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.

Пальцевые упражнения можно разделить на следующие группы: с предметами и без предметов; со словесным сопровождением и без; статические и динамические.

Я уверена, в вашей копилке много упражнений и игр для развития мелкой моторики. Тем не менее, хочу порекомендовать вам эффективные приемы развития мелкой моторики рук.

Неврологические пробы (движения выполняются одновременно и реципрокно (последовательно):

• ладони спрятали – ладони показали;

• ладонь – кулак;

• ладонь – ребро (дорожка-заборчик);

• корова – коза;

• колечки.

В работе по развитию мелкой моторики полезно использовать различные массажные движения.

Японский ученый Намикоши Токухиро считает,что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

• массаж большого пальца повышает активность мозга;

• массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;

• массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;

• массаж безымянного пальца стимулирует печень;

• массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.

Массаж и упражнения с шестигранным карандашом

Катающие движения:

• «Добывание огня»– между ладоней: Карандаш катать я буду, может быть огонь добуду.

• «Утюжок»– по столу: Карандаш по столу прокачу вперед-назад, как захочу.

• «Горка»– по тыльной стороне ладони: Карандашик мой скользит, съехать вниз скорей спешит.

Вращающие движения:

• «Догонялочка»: Пальчики бегут вперед и никто не отстает.

• «Волчок»: По столу круги катаю, карандаш не выпускаю.

• «Вертолет»: Отправляется в полет наш красавец вертолет.

«Ладошка»: Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко.

Игровые упражнения

Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой и т. д.,например:

Игра с пуговицами.

Содержание выполняемых действий: нанизывать пуговицы на проволочки или нити; выбирать на ощупь из мешочка все пуговицы с «ушками»; подвесив одну крупную пуговицу на плотной нити, раскручивать ее так, чтобы получился звук; считать пуговицы на ощупь; разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный там камешек.

Игра с разноцветными скрепками.

Содержание выполняемых действий: нанизывать скрепки одну на другую, чередуя по цвету или величине; разгибать их, собирать из них цепочку; подбирать рассыпанные скрепки пинцетом, магнитиком; вылавливать из воды колечки скрепкой, привязанной к нитке.

Использование фотопленки.

Содержание выполняемых действий: сворачивать фотопленку в рулон и отпускать; продевать в перфорации мягкую проволоку, нити; рассматривать отпечатки пальцев на фотопленке.

Игра с ватой.

Содержание выполняемых действий: щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски; стараться растянуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его; растянуть кусок ваты в ширину; пытаться скрутить из кусочка ваты нить; накручивать вату на спички или палочки.

Игра с нитками, шнурками, тесьмой.

Содержание выполняемых действий: наматывать нитки на палец, карандаш; завязывать на шнурках разные узелки; распутывать их; скручивать ленту в рулончики; рассматривать предметы через ленты разного цвета; «рисовать» нитями разного цвета и фактуры на фланелевой основе; мастерить кукол из нитей.

Игра с пустыми деревянными катушками.

Содержание выполняемых действий: нанизывать катушки на проволоку; рассматривать предметы сквозь отверстие в катушке; прокатывать катушки между пальцами; надев катушку на палочку, катать по столу; гонять по столу пушинку, дуя сквозь отверстие в катушке; наматывать на катушки разноцветные нити.

Игра с винтиками, шурупами, гайками.

Содержание выполняемых действий: подбирать гайку к винтику по размеру;раскладывать в коробочки винтики или шурупы по размеру: маленькие и большие, длинные и короткие, тонкие и толстые; нанизывать гайки на проволоку; выкладывать цепочку гаек — от самой маленькой до самой большой; выкладывать фигурки из гаек.

Игра с семенами фасоли разного цвета, бобов, гороха.

Содержание выполняемых действий: описывать сходство и различие семян; разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль; выкладывать бусы из разных семян; составлять из всех видов семян композиции на листе с пластилиновой основой.

Игра с прищепками, зажимами для волос и т. п.

Содержание выполняемых действий: прищепками подхватывать и переносить легкие предметы (листок бумаги, лоскуток, вату); сооружать различные конструкции, прикрепляя прищепки одну к другой; изготавливать игрушки.

Игра с тестом, глиной, песком.

Содержание выполняемых действий: изготавливать тесто из муки, воды, соли и пищевых красителей; лепить из теста, глины, мокрого песка различные фигурки и сооружения; сравнивать свойства этих материалов.

«Сухой бассейн».

Содержание выполняемых действий: нахождение спрятанных игрушек.

Игра с водой и грушей на 50 мл.

Содержание выполняемых действий: заполнение формочек для песочниц водой из груши.

Работа по развитию кистей рук проводится систематически, по 3-5 минут ежедневно, в детском саду и дома. Постепенно дети становятся ловкими в кистевой моторике.

Таким образом, данные упражнения развивают у детей тонкую моторику, точную координацию, формируют зрительно – двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие в будущем навыков письма и чтения.

Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок
  1. Методика обучения детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы является пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Педагог вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1

Какой?

Что бывает таким же?

   
   
   

Для составления загадки выбран объект, например, самовар. Далее детьми даются образные характеристики по заданным признакам:

– Какой самовар по цвету?

– Блестящий.

Педагог записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

– Какой самовар по действиям?

– Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

– Какой он по форме?

– Круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Педагог просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

монета

Шипящий

вулкан

Круглый

арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

Например, блестящий – монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

После заполнения таблички педагог предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар:

«Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».

Рекомендации:целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели «Какой – Что бывает таким же»на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе «занижения» свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки)или их «завышения»(самовар блестящий, как начищенная монета).

Модель 2

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает?

Что (кто)делает так же?

   
   
   

Образец составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

– Что делает ежик?

– Пыхтит, собирает, семенит.

– Пыхтит как кто или что?

– Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»).

– Пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»).

– Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»).

– Собирает как жадина (сравнение на «занижение»).

– Семенит,как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»).

– Семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»).

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не».

Например, составление загадки про ежика с приемом «завышение»: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».

Что делает?

Что (кто)делает так же?

Пыхтит

Новенький паровозик

Собирает

Хорошая хозяйка

Семенит

Ребенок, который учится ходить

Например, составление загадки про ежика с приемом «занижение»: «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном».

Что делает?

Что (кто)делает так же?

Пыхтит

Сломанный чайник

Собирает

Жадина

Семенит

Старый гном

Модель 3

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

   
   
   

Образец составления загадки про гриб:

– На что похож гриб?

– На мужичка.

– А чем отличается от мужичка?

– У гриба нет бороды.

– Еще на что похож?

– На дом, но без окон.

– А еще на что похож?

– На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как» или «На», «Но на» или «Но без».

На что похоже?

Чем отличается?

Мужичок

Нет бороды

Дом

Нет окон

Зонтик

Тоненькая ручка

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

  1. Заключение.

Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.

Методические рекомендации по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Методические рекомендации по формированию слоговой структуры речи у детей

Многочисленные исследования специалистов в области специальной педагогики показывают, что нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи является стойким проявлением в структуре речевого дефекта.

Путь усвоения структуры слова во многом связан с развитием слухового восприятия. К концу первого, началу второго года жизни ребенок начинает произносить осмысленные звукосочетания, слова, устанавливает связь между предметами окружающего мира и звучанием обозначающих их слов. Однако произнесение слов в течение длительного времени остается несовершенным: ребенок затрудняется как в произнесении самих звуков, так и в правильном воспроизведении слоговой структуры слов.

К четырех – пятилетнему возрасту дети овладевают слоговой структурой и последовательностью звуков в словах, что является главным условием для дальнейшего речевого развития в целом.

Освоение детьми слоговой структуры слов в ходе нормального речевого развития происходит в определенной последовательности, четкими периодами, в каждом из которых дети овладевают словами, имеющими слоговую структуру определенной сложности. Слоговой контур усваивается ребенком очень рано; усвоение слоговых контуров новой трудности происходит широким фронтом, характеризуется быстрым переносом усвоенных навыков произношения с одних слов на другие. Позднее усваиваются в норме другие элементы слоговой структуры, смежные со звуковым составом слова.

Искажения слогового состава слова характерны не только для детей  с речевыми патологиями, но и для дошкольников с нормальным речевым развитием. Здесь следует отметить, что ребенком без речевой патологии искажаются те слова, произнесение которых недоступно детям с речевым диагнозом: недоступно не только произнесение, но и зачастую и понимание многих слов и конструкций.

По данным А.К.Марковой, при нормальном речевом развитии широко распространены искажения слов, сводящиеся к его упрощению /сокращение и уподобление слогов, сокращение стечений согласных /. Добавление и перестановка слогов, наблюдающиеся при речевых нарушениях, в частности при алалии, в норме единичны.  А.К.Маркова утверждает, что среди ошибок упрощения слов в норме наиболее многочисленны уподобления и сокращения стечений согласных. Сокращение числа слогов у дошкольников не является самой распространенной ошибкой /в отличие от алалии /. Кроме того, сокращения числа слогов в норме и патологии отличается не только степенью распространенности, но и другими особенностями. Изучая формирование слоговой структуры слова дошкольников, А.К.Маркова пришла к выводу, что ребенок – преддошкольник при сокращении слова, как правило, сохраняет ударный слог. Особенностью сокращения сложных слов детьми – алаликами является то, что в сокращенном варианте далеко не всегда сохраняется именно ударный слог, а в трехсложном слове не всегда сохраняется ударный и первый предударный слоги, поэтому в результате сокращений зачастую остается не слог, а звук.

Овладение слоговым составом слова в ходе нормального и аномального речевого развития происходит не изолированно, а находится в тесном взаимодействии с другими компонентами общего моторного и речевого развития детей, учет определенных компонентов которых является необходимым условием полноценного формирования слоговой структуры слова. Вследствие этого работа над слоговой структурой должна рассматриваться более широко и включать в себя не только работу непосредственно над слоговой структурой слова, но и над теми условиями, которые влияют на полноценное ее усвоение.

Базой для формирования слоговой структуры можно считать достаточный уровень развития фонематического восприятия, способность к восприятию и воспроизведению ритмических конструкций разной степени сложности, сформированность сомато – пространственной и оптико- пространственной ориентации. Работа по этим направлениям может строиться таким образом:

1.     Развитие фонематического восприятия.

Задания, предлагаемые ребенку, должны последовательно переходить от уточнения артикуляции звуков к развитию непосредственно фонематического восприятия. На начальном этапе проводиться работа по дифференциации звуков на слух по всем артикуляционным и акустическим признакам, затем звуки дифференцируются не только на слух, но и в произношении. На основании уточненных произносительных навыков осуществляется работа по развитию фонематического восприятия, т.е. умению услышать заданный звук, определить наличие или отсутствие заданного звука в слове, показать картинки с заданным звуком. Подобрать пары картинок к словам  –  паронимам.

2. Развитие восприятия и воспроизведения ритма.

Работа в данном направлении преследует цель подготовить детей с недоразвитием речи к грамотному ритмо – интонационному оформлению различных по размеру и ритмическому рисунку слов и словосочетаний. Для достижения этой цели могут быть использованы такие задания, как сравнение двух –трех ритмических рисунков; узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами; задания с использованием ударения ( ХХХХ –ХХ, ХХХ). Подобную же работу можно проводить на речевом материале, используя сначала одинаковые слоги ( па – па – па, до – до – до), а затем слоги, состоящие из разных гласных и согласных звуков (ка –ну, ти –по, ма – то– му). В дальнейшем в такие задания включаются слоги со стечением согласных (та – ста , ку – ску и т.п.).

3. Развитие сомато – пространственной ориентации.

Осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве являются исходными данными по развитию пространственных ориентировок в целом. Детей следует научить различать части своего тела: глаза, уши, нос, подбородок, голову, грудь, спину, ноги, руки. Сформировать у них четкие представления о правой и левой частях тела (особенно важна дифференциация рук). Тренировать дошкольников в использовании словесных обозначений направлений, умении описать свои действия с их помощью. Эти знания закрепляются в дидактических играх.

4.     Развитие оптико – пространственной ориентации.

Работа по развитию оптико – пространственной ориентации должна проводиться в двух направлениях: 1) ориентация в трехмерном пространстве, б) ориентация в двухмерном пространстве, т.е. на листе бумаги.

Работа в первом направлении предполагает формирование у детей навыков определения пространственной размещенности предметов относительно друг друга и использования вербальных эквивалентов их пространственных отношений. С этой целью могут быть использованы такие задания, как расположение ребенком игрушек по инструкции логопеда, отгадывание им кто или что находится под столом, дальше мишки, справа от куклы и т.п.

Формирование навыков ориентации в двухмерном пространстве может проходить с помощью дидактических упражнений. Например, для различения верхнего и нижнего края листа ребенку предлагается показать, как падают снежинки с неба. Подобные задания используются и для дифференциации правого и левого края. После закрепления представлений о границах листа бумаги можно переходить к заданиям на расположение графических символов относительно друг друга внутри него.

Преодоление нарушений собственно слоговой структуры.

Работа над слоговой структурой слова тесно связана с активизацией речи у старших дошкольников с нарушением речевой деятельности, увеличением произносительного опыта слов различной слоговой структуры, расширением словарного запаса. В связи с этим детям может быть предложено заучивание новых и малознакомых слов, а также отработка уже известных слов в определенной последовательности с точки зрения их слоговой трудности. (Рекомендуется использовать схему последовательности слов по степени их слоговой трудности, разработанную А.К.Марковой).

Отрабатываются слова не только той степени сложности, на которой у дошкольников отмечаются ошибки, но также и более легкие слова, доступные для произношения. Работе с этими словами уделяется меньшее количество времени, но она необходима, так как тренирует произносительные возможности детей, закрепляет навык произношения слов определенной слоговой структуры и подготавливает детей к работе над произношением слов более сложного слогового строения.

Предусматриваются задания, связанные с многократным проговариванием каждого отрабатываемого слова сначала изолированно, доводя это умение до возможности четкого, безошибочного произнесения слова несколько раз подряд. При этом дети так же тренируются в выделении ударного слога. Отработанные слова вводятся в словосочетания и предложения, с ними заучиваются потешки, чистоговорки, небольшие рассказы, стихотворения.

После того, как с детьми будет отработано достаточное количество слов одной степени слоговой трудности, им может быть предложено повторение в заданной последовательности воспринятого на слух ряда слов этой сложности. Слова каждой новой трудности вводятся только после достаточного усвоения предыдущих слов.

Работа по выделенным направлениям проводится параллельно как на фронтальных, так и индивидуальных занятиях. Опыт работы с детьми с нарушениями речи показывает, что умения, формируемые у них в процессе коррекционного воздействия, зачастую не приобретают навыковый характер. Следовательно, основной задачей в работе с этими дошкольниками станет доведение имеющихся у них умений до прочного навыка.

Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков

Культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами).

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.»

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

 

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

– звуковысотный слух;

– слуховое внимание;

– восприятие темпа и ритма речи.

Формировать произносительную сторону речи:

– учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

– развивать артикуляционный аппарат;

– работать над речевым дыханием;

– вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

– вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

– формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;

– фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

 

Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

  • на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;
  • различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;
  • отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
  • дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).

Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

– дидактические игры («Чей домик?»)

– подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

– дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

– метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

– образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

– краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

– утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

– образное называние звука или звукосочетания (з-з-з – песенка комара, туп-туп-туп – топает козленок);

– хоровые и индивидуальные повторения;

– обоснование необходимости выполнить задание педагога;

– индивидуальная мотивировка задания;

– совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

– оценка ответа или действия и исправления;

– образная физкультурная пауза;

– показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами.

«Заставим язычок трудиться: методика проведения артикуляционной гимнастики»

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед учителями-дефектологами, воспитателями и родителями. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте.

Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так “без костей”? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Целями артикуляционной гимнастики являются выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений.

Так, детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее “поставить” правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Артикуляционную гимнастику можно разделить на 2 вида упражнений:

Статистические – связанные с удержанием определённой артикуляционной позы;

Динамические – требующие многократного повторения одного и того же вида движений.

Артикуляционную гимнастику выполняют следующим образом:

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, – это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).